В средневековых университетах была прочно заложена традиция выбора студентами собственной академической траектории и формирования образовательной составляющей (свободный выбор дисциплин, выбор факультета, сроков обучения, выбор «мастера» и наставника и т.п.).
Во многом этот принцип был перенят на раннем этапе развития российских классических университетов императорского периода. Правда, со временем эти свободы ограничивались. Так, нововведением устава 1835 г. стал отказ от подготовительного курса наук и переход на четырехлетний курс обучения (пятилетний – для медицинских факультетов), который сохранялся до окончания имперского периода. Однако студенты могли определять и выбирать специальные курсы и семинары, которые они могли отстаивать, тематику научных работ и руководителей и т.п.
В современной России принцип свободы реализации студентом своей образовательной траектории не просто предусмотрен или позволен обучающимся, но и напрямую, в нормативном порядке закреплен в действующем законодательстве как обязательный элемент организации учебного процесса и подготовки высококвалифицированных специалистов: в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года (с изменениями от 2024 г.), в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования и т.п. Возможность для обучающегося самостоятельно формировать образовательную траекторию в процессе обучения проявляется в том, что студент на протяжении всего срока своего обучения имеет возможность самостоятельно сформировать индивидуальный учебный план (отличный от общего учебного плана по срокам освоения образовательной программы, набору и последовательности изучаемых дисциплин и т.п.); осуществлять выбор элективных дисциплин, в зависимости от своего усмотрения; выбирать места и формат прохождения практик и стажировок; определять формы дополнительных занятий в университете и т.п.