Третья миссия университетов в России: тренд на(не)коммерциализацию?
Третья миссия университетов, которая заключается во вкладе вузов в социально-экономическое
развитие города, региона, а также страны в целом, занимает одно из центральных мест в исследовательской и управленческой повестке высшего образования в России. Несмотря на растущий научный и практический интерес к данной теме, третья миссия как концепт пока не устоялась. В связи с этим до сих пор не ясно, как академическое сообщество расценивает роль и значение третьей миссии. В представляемой исследовательской статье освещается понимание роли третьей миссии сотрудниками и студентами одного российского национального исследовательского университета, для чего в 2021 году в этом вузе была организована серия фокус-групп(объем выборки– 74 респондента). Изучение полученных данных осуществлялось с использованием контент-анализа. Результаты показали, что взгляды информантов на предназначение третьей миссии неоднородны. По мнению большинства опрошенных, третья миссия выполняет исключительно социальную функцию. Некоторые видят
в этом направлении деятельности вуза возможности для профессионального развития. И только небольшая до-ля респондентов считает третью миссию показателем успешности и престижа университета. Коммерческая же составляющая третьей миссии, превалирующая в зарубежных университетах, была отмечена лишь двумя информантами. В практическом плане статья будет полезна администраторам и руководителям российских вузов, а также исследователям, заинтересованным в развитии социальной вовлеченности студентов и сотрудников вузов.
развитие города, региона, а также страны в целом, занимает одно из центральных мест в исследовательской и управленческой повестке высшего образования в России. Несмотря на растущий научный и практический интерес к данной теме, третья миссия как концепт пока не устоялась. В связи с этим до сих пор не ясно, как академическое сообщество расценивает роль и значение третьей миссии. В представляемой исследовательской статье освещается понимание роли третьей миссии сотрудниками и студентами одного российского национального исследовательского университета, для чего в 2021 году в этом вузе была организована серия фокус-групп(объем выборки– 74 респондента). Изучение полученных данных осуществлялось с использованием контент-анализа. Результаты показали, что взгляды информантов на предназначение третьей миссии неоднородны. По мнению большинства опрошенных, третья миссия выполняет исключительно социальную функцию. Некоторые видят
в этом направлении деятельности вуза возможности для профессионального развития. И только небольшая до-ля респондентов считает третью миссию показателем успешности и престижа университета. Коммерческая же составляющая третьей миссии, превалирующая в зарубежных университетах, была отмечена лишь двумя информантами. В практическом плане статья будет полезна администраторам и руководителям российских вузов, а также исследователям, заинтересованным в развитии социальной вовлеченности студентов и сотрудников вузов.