Перейти к основному содержанию
Подготовка выпускника к рабочему месту

Череда экспериментов в организации учебного процесса в университетах 1920-х – 1930-х гг., а также их реструктуризация (выведение из состава университетов отраслевых институтов на базе бывших факультетов, перекройка кафедрально-факультетской системы и т.п.) были направлены, в том числе, и на отход от универсальности, фундаментальности и широты университетского образования. Большевики считали ненужным в новых социально-экономических реалиях готовить в университетах специалистов с таким широким профилем. Для народного хозяйства необходимы были специалисты с конкретным функционалом, образование должно было быть не «вообще», не отвлеченным от реальных потребной народного хозяйства, а приближено к нуждам конкретных секторов экономики и общественной сферы.

На всем протяжении советского периода эта тенденция сохранялась. Университеты должны были готовить не абстрактных специалистов с высшим образованиям (химиков, физиков, историков, философов и т.д.), а людей, которые знали с каким функционалом они выйдут из стен университета и где они смогут работать. Очень характерен в данном случае пример с вовлечением университетов в дело подготовки кадров учителей для средних школ. На разных этапах развития послевоенной системы среднего образования университеты становились ресурсом по подготовке учителей (наряду с педагогическими институтами). Так, очередная реформа системы школьного образования выразилась в переходе с первой половины 1970-х гг. (после выхода Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 20 июня 1972 г. № 463 «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы») к всеобщему среднему полному образованию. Эта реформа требовала повышения уровня и качества самого школьного образования, а также работы в старших классах преподавателей с широкой университетской подготовкой, поскольку не все педагогические институты в стране могли справиться с этой задачей. В этой связи университеты стали базой для подготовки кадров для старших классов и в их учебные планы вводились педагогические дисциплины, педагогические практики и стажировки в школах и т.п.

 

Ссылки на источники
Ссылки на исследования