Перейти к основному содержанию
Подготовка специалиста «в целом»

Традиционно средневековые европейские университеты отличались от всех иных видов и форм учебных заведений тем, что они не готовили специалиста в какой то одной, и уж теме более узкой сфере (в отличие, например, от монастырских или профессиональных, цеховых школ и учебных заведений). Университет не давал конкретно-прикладные умения или навыки. Университеты принципиально отличались в период средневековья от иных учебных заведений тем, что они присваивали своим выпускникам ученую степень (бакалавр, магистр, доктор), которая потом давала им право заниматься определенным видом деятельности, в зависимости от приобретенной степени. Человек, окончивший медицинский факультет и получивший степень по медицине, не обучался тому, чтобы производить определенные медицинские действия с пациентом (например, пустить кровь пациенту, что мог сделать любой цирюльник). Или же выпускнику юридического факультета не обязательно было уметь составить юридический акт, достаточно было обратиться к специально обученному человеку, который и занимался этим. Университет своим выпускникам давал намного больше, чем просто ремесло. Он формировал образ мысли, критическое мышление, картину мира, особый склад ума. Именно поэтому выпускники университетов могли потом быть занятыми в любой сфере деятельности, к их услугам прибегали духовные и светские феодалы, за советами обращались короли, они поступали на государственную службу и т.п.

Также и в новое время российские университеты не отошли от этих принципов подготовки специалистов. Еще до появления в Российской империи собственных университетов, начиная с Петра I, появлялись специализированные учебные заведения, которые готовили специалистов для конкретных функций, под конкретные задачи и «рабочие места» (военные школы, училища, институты, шляхетские школы, семинарии и т.д.). А университеты стали носить иную функцию – подготовки интеллектуальной элиты государства, в том числе и для системы российского образования. А выпускников университетов различных факультетов можно было встретить в самых разных сферах и областях деятельности.