Перейти к основному содержанию
Влияние внутренней и внешней политики

В отличие от советского периода, где идеология в различных ее формах и проявлениях играла важную и системоопределяющую роль во всех сферах жизни государства, общества и отдельной личности, и поэтому идеологический фактор в обучении был чуть ли не важнейшей составляющей, в имперский период и на современном этапе идеологическая составляющая не имеет такого решающего  значения. Однако учитывая, что университеты в имперский период и на современном этапе являются государственными учреждениями, то, соответственно, университеты не могут существовать изолированно от государства, его внешней и внутренней политики, отвечая на актуальные вызовы современности. Текущие изменения во внутренней и внешней политике государства и иные факторы, глобально влияющие на общественно-политические установки в стране, непременно ведут и к изменениям (в том числе и существенным) в формах и направлениях организации учебного процесса, его наполнения и т.п.

Изменения векторов внутренней политики российских императоров и установления особых взаимоотношений с зарубежными державами, находили свое прямое отражение во всех сферах жизни государства и общества, в том числе и в процессах университетской жизни. В частности, в учебном процессе. Последовательно сменявшие друг друга на протяжении XIX столетия либеральные (1804 г. и 1863 г.) и консервативно-охранительные (1835 г. и 1884 г.) университетские уставы – прямое тому подтверждение. В зависимости от парадигмы политического развития в стране, эти уставы включали в себя различные подходы к академическим свободам, статусу учащихся, содержанию учебного процесса и структуры самих университетов.

На современном этапе развития российских университетов внешнеполитические изменения и изменения в векторах отношений с иностранными государствами также оказывают влияние на учебный процесс в университетах. Россия прошла путь от политики открытости высшего образования, его интеграции и включения в болонский процесс в 1990-е – 2000-е гг., до создания суверенной национальной системы высшего образования с национально-ориентированными направлениями подготовки специалистов, сроками обучения и уровневой системой в 2010-е – 2020-е годы.