Единство советской системы высшего образования, подходов к подготовке университетских специалистов и жесткое нормативное регулирование этих процессов, обуславливали тенденцию к унификации учебного процесса во всех университетах. Университеты работали по типовым уставам, единым регламентам и нормативам, разрабатывались и внедрялись примерные учебные планы (с предметным содержанием, с объемами дисциплин и иными унифицированными требованиями). Университеты работали в режиме планового подхода и отчетности по своим основным направлениям деятельности, в том числе и организации учебного процесса. У университетов практически не оставалось возможностей для самостоятельного определения направлений и векторов организации учебного процесса (разве что определение специальных курсов в рамках специализации студентов).
Эти факторы обуславливали также и другую специфику обучения в университетах, которая определяется в современной литературе как «образовательная труба». Традиционные программы высшего образования представляли собой так называемую «образовательную трубу»: «вход» и «выход» в университете предопределены четким учебным планом, вариативность в учебном процессе для студента реализовывалась на уровне отдельных спецкурсов, специализации – в рамках кафедр одного факультета. И за пределы этой трубы студент выйти не мог, не мог самостоятельно определять векторы своей профессионализации. Эта система была с одной стороны устойчивой и гарантировала специалисту получение как высшего образования, так и понятные перспективы в дальнейшем трудоустройстве. С другой стороны, это не позволяло студенту в ходе обучения формировать свои умения и навыки по собственному усмотрению, также сменить свое направление (а в будущем – и саму сферу профессиональной деятельности).