Перейти к основному содержанию
Отсутствие академической мобильности

Советская система предполагала изолированность и самостоятельность всех сфер жизни общества. В том числе, и сферу высшего образования, особенно университетского. Именно в университетах формировался интеллектуальный потенциал страны, научно-техническая элита. Политико-воспитательная работа и формирование правильного мировоззрения у будущей интеллигенции являлись базовым элементом учебного процесса. Контакты с иными образовательными системами были не желательны и даже не нужными. Советская высшая школа была замкнута сама на себе и воспроизводила знание и кадры в закрытой системе. Поэтому не было необходимости и возможности студентам советских университетов дополнительно формировать свои знания и умения в иных образовательных системах.

Исключениями из этого принципа были случаи, когда студенты могли выезжать в иностранные вузы (как в вузы стран капиталистического блока, так и в страны социалистического блока), если сфера их профессиональных интересов и подготовки была связана со спецификой данной страны (экономика, история, филология и иные направления социо-гуманитарного блока). Это реализовывалось в рамках зарубежных стажировок, практик, написания дипломных работ, учебы в аспирантуре и написания диссертаций за рубежом.