Перейти к основному содержанию
Профессор - центр учебного процесса

Сущность классического университета и фундаментальный характер учебного процесса, консервативность в подходах к подготовке кадров и преподавании, обуславливали специфику организации учебного процесса. А именно – определение центральной и системообразующей роли профессора (шире – преподавателя) в этом процессе. При знаниевой парадигме ретрансляции знаний в имперский период – это была важнейшая составляющая воспроизводства научного знания, а шире – научных школ и направлений. В советский период это же еще отягощалось и политико-идеологическим аспектом, особенно в период сталинизма и в эпоху застоя – четкое следование за преподавателем – это гарантия правильного, выверенного, ортодоксального понимания учебного материала, что позволит избежать несоответствий, разночтений и расхождений.

Авторитет профессора (шире – преподавателя) и пиетет перед ним – всегда были непреложным условием и фактором в студенческой среде. Он является носителем уникального знания, не доступного для студента при иных формах освоения учебного материала. Это, в некоторой степени, было связано еще и с чисто организационно-техническими и материальными аспектами. Отсутствие в имперский и советский периоды информационных технологий, альтернативных источников получения информации (кроме учебников) и иных средств обучения, делали профессора (шире – преподавателя) безальтернативным источником знаний и центром учебного процесса.