Перейти к основному содержанию
Грибовский М.В. «Тягость профессорства»: особенности педагогической деятельности университетского преподавателя в дореволюционной России // Bylye Gody. 2019. Vol. 53. Is. 3. P. 1263–1271
Статья посвящена определению содержания и специфики профессиональной деятельности университетского преподавателя рубежа XIX-XX вв. Задачи исследования состоят в определении реальной учебной нагрузки преподавателей, соотношения числа преподавателей и студентов, выявлении особенностей постановки учебного процесса, характерных для дореволюционного университета. Для выполнения исследования были привлечены нормативные акты, делопроизводственная документация, источники личного происхождения, большая часть которых была извлечена автором из российских (Российский государственный исторический архив, Национальный архив Республики Татарстан, Центральный государственный архив Москвы) и зарубежных (Государственный архив в Варшаве, Государственный архив Одесской области) архивов. Подчеркивается, что в XIX - начале XX вв. учебный процесс как основа профессиональной деятельности университетских преподавателей не очень основательно контролировался в количественном отношении, но при этом обставлялся различными административными регламентами. Указывается, что в сравнении с началом XXI в. объем учебной нагрузки дореволюционной профессуры был несколько меньшим. К особенностям времени следует отнести слабую распространенность феномена совместительства, практику проведения занятий и приема экзаменов не только в стенах университетских корпусов, но и в домах профессоров.