Фундаментальный характер подготовки кадров в классических университетах России определял на протяжении долгого времени сам учебный процесс и формы его организации при подготовке студентов, которые остаются практически неизменными. Процесс трансляции определенного объема знаний и формирования навыков и умений, предполагает устойчивые формы передачи этих знаний, умений и навыков. Поэтому основными формами при реализации учебного процесса всегда была лекция, семинарское или практическое занятие, студенческая самостоятельная работа и научно-исследовательская деятельность.
Главнейшими формами в учебном процессе, конечно, выступают лекция и семинарское занятие. Лекция - это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как основы для самостоятельной работы студентов. Это вид интеллектуального труда, демонстрирующий глубокое научное и творческое мышление, эрудицию, культуру, умение лектора управлять собой и аудиторией. Семинарское занятие - форма учебно-практических занятий, при которой студенты обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством опытного преподавателя
Для разных этапов развития университетского образования и организации учебного процесса, были характерны дополнительные, специфические виды занятий. Так, для раннего периода отечественной университетской истории (XVIII – XIX вв.) были характерны диспуты – как наследие еще средневековой университетской традиции (как формальный способ ведения спора, проводимого с целью установления научной истины); просеминарий (семинарий для менее подготовленных студентов) и т.п. Для раннего советского этапа, в период экспериментов (1920-е – начало 1930-х гг.) характерен бригадно-лабораторный метод обучения – разновидность Дальтон-плана (когда учащемуся предоставляется полная свобода в выборе занятий и распределении своего рабочего времени), сочетающая индивидуальную и коллективную формы обучения.
На современном этапе развития университетского образования, с развитием образовательных и компьютерных технологий, с внедрением компетентностного подхода, стали возможны новые формы организации учебного процесса: асинхронное взаимодействие студента и преподавателя, дистанционные образовательные технологии, внедрение электронных методов обучения, концепция Blended learning и многое другое.