Хохлов В.В., Андрейкин А.Б. ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ЛЕКЦИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА // Смоленский медицинский альманах. 2020. №4. С. 33-37
Лекция - это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов. В современных условиях лекция - это вид интеллектуального труда, демонстрирующий глубокое научное и творческое мышление, эрудицию, культуру, умение лектора управлять собой и аудиторией. Лекционная форма обучения не может быть заменена другой: при отсутствии нового материала в учебниках; при устаревании материала в существующих учебниках; особо трудные для понимания и усвоения темы, требующие методической переработки лектором; наличие противоречивых концепций по основным проблемам дисциплины требует объективного освещения лектором; в ситуациях, когда важно личное эмоциональное воздействие лектора на формирование взглядов студентов. Назначение лекции заключается в подготовке студентов к самостоятельной работе с книгой. Русский ученый-педагог, философ С.И. Гессен (1887-1950) подчеркивал: «значение лекции... не в том, что она заменяет чтение книги, но в том, что она побуждает к чтению и самостоятельному исследованию прослушанного». В тоже время лекция является экономным способом получения в общем виде основ знаний, необходимых для познавательной деятельности на практических занятиях, развивающий интерес к конкретной дисциплине. Основными требованиями к вузовской лекции являются: научность и информативность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие ярких убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления слушателей, постановка вопросов размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов методическая обработка: выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; использование аудиовизуальных средств