Переход России в 1990-е гг. к новым социально-экономическим и политическим реалиям привел к поиску новых форм выстраивания многих традиционных процессов в высшей школе. В том числе, начинается поиск и новых форм в организации и реализации учебного процесса, и как следствие – подготовки специалистов. Обращение к мировому опыту организации учебного процесса, интеграция в мировую образовательную систему проводились через включение в Болонский процесс. Необходимо было решать следующие задачи, которые давно назрели в системе советского и постсоветского высшего образования. Необходимо было соотнести учебный процесс с вызовами нового времени: проблема невостребованности выпускников на рынке труда, потребность в практико-ориентированной подготовке, отход от знаниевой парадигмы обучения к парадигме компетенций, конкурентоспособность с другими мировыми университетами, интеграция российского образования в мировое, экспорт российского образования и т.п.
Одной из основных целей Болонского процесса было содействие академической мобильности путем преодоления препятствий и эффективному осуществлению свободного передвижения. Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени – наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую было связано с попытками введения в университетах системы перезачета кредитов, модульной системы обучения и специального приложения к диплому. Это также вылилось в реформировании учебных планов.