Советская власть, уже в первые годы своих коренных преобразований всех сфер социокультурной жизни общества, взялась за высшие учебные заведения, в первую очередь, за классические университеты (при этом само существование университетов на всем протяжении 1920-х и даже 1930-х гг. находилось под угрозой из-за серии непрестанных трансформаций, преобразований и реструктуризаций).
Организация учебного процесса подвергалась перестройке и поиску новых форм и методов ее реализации в силу двух причин. Первая была связана с импульсом революционных преобразований, охвативших все сферы жизни государства и общества, направленные на отказ от старых форм и подходов в обучении. Дореволюционные методы и подходы считались устаревшими, не отвечавшими потребностям и запросам нового общества и государства. Вторая причина была связана с тем, что большевики старались пролетаризировать высшую школу, как выражались идеологи большевизма «завоевать» высшую школу, а для этого существенно и искусственно увеличивался процент выходцев из пролетариата и крестьянства в составе студентов университетов. Это требовало соответствующих форм и методов работы с ними. Отсюда эксперименты в области внедрения бригадно-лабораторного метода обучения, Дальтон-плана, отмены вступительных испытаний и экзаменов, текущей и итоговой аттестации и т.п. Череда экспериментов в учебном процессе завершилась в 1930-е гг., когда советские университеты вновь были поставлены на рельсы классических дореволюционных фундаментальных методов и форм обучения. В последующем при советской власти эти эксперименты в широком масштабе не повторялись. Исключением было внедрение практики подготовки в университетах учителей для средних школ после введения полного среднего образования в СССР в первой половине 1970-х гг. В целом же, учебный процесс на протяжении всего послевоенного периода носил консервативный характер.
На современном этапе развития российских университетов перед высшим образованием в деле подготовки специалистов резко встал вопрос о модернизации учебного процесса, поиска новых путей его развития, подготовки конкурентоспособных специалистов на рынке труда. Замкнутая и консервативная прежде советская система подготовки кадров уже не могла справиться с актуальными задачами и вызовами современности. С этого времени началось внедрение в учебный процесс новых методов, форм и подходов к организации учебного процесса и подготовке специалистов. Это выразилось во внедрении дистанционных образовательных технологий, электронных методов и средств обучения, практико-ориентированного подхода в образовании, введении новых видов и форм учебного процесса (например, замена традиционных выпускных квалификационных работ проектами, стартапами и т.п.)