Перейти к основному содержанию
Наука в учебном процессе

Для классического российского университета во все периоды его существования научная деятельность была важнейшей составляющей, определявшей особый статус и место университета в системе высшего образования. Результаты индивидуальных или коллективных исследований сотрудников университета внедрялись в учебный процесс, становились важной составной частью подготовки специалистов.

Для самих студентов научная составляющая в университете внедрена в учебный процесс в виде научных семинаров, диспутов, участия в научных мероприятиях и т.п. Итоговая выпускная (квалификационная) работа в подавляющем большинстве случаев являлась обязательной составляющей присвоения выпускнику искомой специальности (степени, квалификации). В советское время, а более всего это проявилось уже на современном этапе, научные (преддипломные) практики призваны были формировать у выпускника исследовательские навыки и компетенции.

Университетская научная инфраструктура (кабинеты, лаборатории, гербарии, ботанические сады, музеи и т.п.) служит базой и в деле подготовки студентов, где они получают и формируют необходимые научно-исследовательские навыки.

Центральной фигурой организации научно-исследовательской работы студентов во все периоды университетской истории всегда был профессор (шире – преподаватель, научно-педагогический работник). Лидер научной школы, научного направления, исследовательского коллектива, просто опытный исследователь объединял вокруг своей темы студентов и аспирантов через исследовательские семинары, научные экспедиции, работу в лаборатории и т.п. Благодаря этому шло два важнейших процесса в университете – воспроизводство научных кадров и преемство научных знаний, что вело к зарождению или дальнейшему развитию научных школ и направлений.

 

Ссылки на источники