В отличие от университетской системы большинства стран Европы и стран англо-саксонского мира, где существовали различные организационно-правовые формы университетов, так как их учредителями являлись различные субъекты (монархи, владетельные сеньоры (светские и церковные феодалы), городские и церковные корпорации, частные лица и т.п.), в России университеты учреждались исключительно как государственная инициатива. И до сегодняшнего дня в Российской Федерации все ведущие классические университеты – это исключительно федеральные государственные учреждения. Поэтому на протяжении всей истории российских университетов, существовала государственная нормативная регламентация организации учебного процесса и подготовки кадров. Причем, чем более поздний период рассматривать, тем большая степень этой регламентации существовала (по охвату вопросов регламентации учебного процесса, по его глубине – то есть чему и как учить).
Уставы императорских университетов XIX в. и иные регламентирующие документы, исходившие от Министерства народного просвещения, а также типовые уставы вузов периода СССР, опредееляли организационные и институциональные аспекты реализации учебного процесса и подготовки кадров (перечень специальностей подготовки, образовательную структуру и инфраструктуру самих университетов, формы учебного процесса, виды учебных занятий и т.п.). Нормативно-правовые акты современного периода уже пошли по пути регламентации не только организационно-институциональных аспектов учебного процесса, но и содержания самого обучения, образовательного результата, требований, предъявляемых к университету в вопросах реализации учебного процесса и даже его унификации (федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты, примерные образовательные программы и т.п.)