Перейти к основному содержанию
Попов Е.А. Академическая культура студентов в оценках профессоров классических университетов // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 103–117
Предметом исследования в статье является академическая культура студентов. Итоговые результаты представлены на основании проведённых глубинных интервью с профессорами классических университетов России (N=34). Цель статьи - объективировать содержание академической культуры как ценностно-смыслового феномена. При такой трактовке акцент сделан не на выявлении дидактико-технологических аспектов академической культуры студентов в ходе образовательного процесса, а на формировании ценностного мира обучающихся. Установлено, что академическая культура, являясь элементом академизма в системе высшего образования, оказывает влияние на формирование социальных образцов, связанных с конкретными ценностями и смыслами бытия. К социальным образцам отнесены результаты социализации и инкультурации, профессионализм и профессионализация, передача знаний и общекультурных компетенций и другие. Также в статье обобщены оценки состояния академической культуры в университетах, сформулированные профессорами. В таких оценках преобладает ценностно-смысловая рефлексия, позволяющая идентифицировать академическую культуру как систему взаимодействия субъектов образовательного процесса для достижения совместных целей по формированию их ценностного мира и профессиональных знаний и умений.