Перейти к основному содержанию
Цыганков Д.А. Авторитет учителя и научные конфликты в сообществе московских историков в конце XIX – начале ХХ вв. // Клио. 2016. Т. 116. № 8. С. 54–61.
Статья посвящена рассмотрению проблемы лидерства в сообществе московских историков на рубеже XIX-XX вв. В работе анализируются последствия научных конфликтов на историко-филологическом факультете Московского университета, в которых принимали участие представители разных поколений ученых: В.И. Герье, В.О. Ключевский, П.Г Виноградов, П.Н. Милюков, М.С. Корелин, Р.Ю. Виппер, И.И. Иванов и Е.Н. Щепкин. Автор приходит к выводу, что к началу XX века признанного лидера, которыми были Т.Н. Грановский и С.М. Соловьев в недалеком прошлом, в Московском университете не было. На кафедре всеобщей истории лидерство Герье к началу XX века было оспорено РЮ. Виппером. В результате произошло разделение московских историков по поколениям. К Випперу примкнуло молодое поколение историков. Старшие ученики Герье - Кареев и Виноградов по-прежнему выступали на стороне Герье. Представители школы Герье определяли расстановку сил в сообществе московских историков, но с трудом удерживали единство этого объединения.