Перейти к основному содержанию
Кузёма Т. Б. Формы организации научно-исследовательской работы студентов в научных студенческих кружках университетов Российской Империи в конце XIX - начале XX века / Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. № 4. С. 344-351.
В данной статье рассматриваются особенности организации научно-исследовательской работы студентов в практике научных студенческих кружков при высших учебных заведениях Российской империи с целью выявления наиболее эффективных форм работы, не потерявших своей актуальности в вопросе развития студенческой науки и сегодня. Представлена специфика развития научных студенческих кружков при высших учебных заведениях страны с начала ХІХ века, обозначены предпосылки их появления, описаны причины их интенсивного развития. В статье раскрываются основные цели и задачи научных студенческих кружков, описаны главные направления их деятельности, обозначены практические результаты их функционирования в конце ХІХ - начале ХХ века. Отмечается, что студенческие научные кружки создают условия для всестороннего и наиболее полного развития и реализации творческого и научного потенциала студентов, формируют прочные научные традиции, способствуют совершенствованию знаний студентов по различным областям науки, имеют разные формы организации научно-исследовательской деятельности студентов, а практика организации в них научно-исследовательской работы обучающихся в высших учебных заведениях Российской империи в конце ХІХ - начале ХХ века позволяет поддерживать интеллектуальную деятельность студентов и активизировать их познавательные способности. Научная новизна заключается в том, что осуществлен анализ форм научно-исследовательской работы обучающихся в высших учебных заведениях Российской империи в рамках деятельности студенческих научных кружков в конце ХІХ - начале ХХ века. Углублено положение о сущности образовательного устава (Университетский устав 18 июня 1863) и его взаимосвязи с содержанием научно-исследовательской работы студентов во вспомогательных учреждениях при университетах и институтах Российской империи. Выделены социально-экономические, педагогические факторы для развития научных студенческих кружков в конце ХІХ - начале ХХ века. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе высших учебных заведений во время чтения курсов «Основы педагогики высшей школы», «История педагогики» для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, при чтении лекционных курсов по сравнительной педагогике, истории Российской империи, а также в процессе подготовки соответствующих учебных пособий, методических рекомендаций из отмеченных курсов, курсовых и выпускных квалификационных работ в педагогических учебных заведениях III-IV уровней аккредитации.