Перейти к основному содержанию
Садыков Ш.Ф. Преподавание обществоведческих дисциплин в Казанском университете и Восточно-педагогическим институте в 1920-е годы // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 6. С. 59-63.
В статье рассматриваются вопросы организации преподавания обществоведческих дисциплин в Казанском университете и Восточно-педагогическом институте (ВПИ). На основе архивных данных показана работа предметных комиссий по общественным дисциплинам, их участие в разработке и обсуждении программ. Постоянные изменения в учебных программах и планах заставляли комиссию разрабатывать свое видение распределения и комбинации материала. Кроме того, комиссиями вузов были разработаны программы по общественным дисциплинам, которые не предусматривались в изданиях Главного профессионального образования. Казанский университет в основном придерживался программ Государственного ученого совета. А ВПИ, как национальный вуз, старался отвечать потребностям местного региона и вводил дисциплины с краеведческим уклоном. Введение новых предметов требовало подготовки кадров. Казанский университет решал данную задачу через систему аспирантуры, а в ВПИ был введен институт студентов-выдвиженцев, т.е. студентов, имеющих склонность к научной работе. Также отдельное внимание акцентировалось на практикуемых в вузах методах преподавания и на наличии обслуживающих эти дисциплины учебно-вспомогательных учреждений. В целом в обоих вузах уделяли пристальное внимание организации учебного процесса на основе марксистской педагогики и строго подходили к выбору преподавателей обществоведческих дисциплин.