Перейти к основному содержанию
Малинов А.В. Становление преподавания методологии гуманитарных наук в Петербургском университете // Наука как общественное благо. Москва, 2020. С. 115-118.
В тексте рассматривается история становления преподавания методологии гуманитарных наук в Санкт-Петербургском университете. Указывается, что первые опыты осмысления методологии гуманитарных наук были предприняты историками, стремившимися обосновать историю как науку. Отмечается, что с 1906 г. курс «Методологии истории» в Санкт-Петербургском университете читал А.С. Лаппо-Данилевский, который заложил основы интерпретации методологии истории в качестве теории исторического познания. После смерти А.С. Лаппо-Данилевского методологический курс в университете читал Н.И. Кареев. Главная цель публикации - раскрыть содержание неопубликованной рукописи Н.И. Карева «Общая методология гуманитарных наук» (1922). Указывается, что рукопись Кареева завершает его исследования по вопросам философии истории, теории истории и методологии истории. Отмечается, что Кареев был последователем философии позитивизма, которая видела в философии прежде всего методологическую функцию. Разработка методологических вопросов позволяет обосновать статус историографии и других гуманитарных наук в качестве науки.