Перейти к основному содержанию
Каштанова О.С. Варшавский университет в системе высшего (университетского) образования Российской империи в первой трети XIX в. // Historia Provinciae – журнал региональной истории. 2022. Т. 6. № 2. С. 582–628
Статья посвящена истории создания в 1816 г. Варшавского университета и его развития до 1831 г., когда после подавления польского восстания 1830–1831 гг. университет был закрыт. Специфика Варшавского университета определялась тем, что в тот период присоединенное в 1815 г. к России Царство (Королевство) Польское являлось автономной территориальной единицей и имело отдельную образовательную систему, не подчиненную Министерству народного просвещения в Петербурге. Как в российской, так и польской историографии ввиду обособленного статуса Варшавского университета в 1816-1831 гг. его комплексное сравнение с российскими высшими учебными заведениями практически не проводилось. В работе предпринята попытка на основе документов, регламентирующих деятельность Варшавского и российских университетов, выявить сходства и отличия в функционировании этих высших учебных заведений. Сравниваются устройство и организация Варшавского университета и остальных университетов империи, коллегиальные органы управления, бюджет, жалованье профессоров, условия поступления и сроки обучения студентов, их численность, порядок присвоения ученых степеней и т.д. Непопулярные мероприятия властей Царства Польского в области образования в 1820-е гг., сопровождавшиеся усилением контроля над студентами и профессорами университета, попытками ограничения его автономии и разделения на отдельные высшие школы, показаны на фоне общего реакционного курса в отношении университетов. Сопоставительный анализ позволяет сделать следующие выводы: принципы организации Варшавского университета и возникших в начале XIX в. российских университетов носили немало общих черт, что было связано с заимствованиями образцов от высших учебных заведений Германии и частично Франции; структурные, кадровые и другие отличия рассматриваемых учебных заведений обуславливались национальной спецификой и традициями польского образования, бóльшим сходством Варшавского университета с университетами Западной Европы. Полученные результаты способствуют представлению развития Варшавского университета в 1816–1831 гг. на более широком фоне, а также доставляют новый иллюстративный материал для сравнения российских университетов с существующими в рамках империи «национальными» университетами.