Постановление ЦК КПСС, СМ СССР от 18 июля 1972 г. № 535 «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» // «СП СССР», 1972, № 14, ст. 73
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают,
что советская высшая школа в основном успешно осуществляет
решение важнейшей задачи по подготовке высококвалифицированных
специалистов для всего народного хозяйства,
занимает важное место в ускорении темпов научно-технического
прогресса, оказывает возрастающее влияние на развитие экономики
и культуры. В высших учебных заведениях занято более !/з
всех научных работников страны. За последние годы расширена
сеть высших учебных заведений, увеличен прием студентов, особенно
по новым направлениям науки и техники. Положительную
роль играют созданные при вузах подготовительные отделения
для рабочей и сельской молодежи. Проводится значительная работа
по укреплению учебно-материальной базы вузов, улучшению
жилищно-бытовых условий студентов.
Вместе с тем задачи современного этапа коммунистического
строительства, поставленные XXIV съездом КПСС, требуют
дальнейшего совершенствования обучения и воспитания специалистов. В условиях быстрого роста производства и его непрерывного
технического переоснащения важнейшее значение имеет
способность специалистов видеть перспективы развития отрасли
и в целом экономики страны, квалифицированно решать задачи
научной организации труда и управления производством.
Для повышения качества подготовки специалистов необходимо
устранить недостатки, имеющиеся в работе высшей школы.
Уровень теоретических и профессиональных знаний выпускников
некоторых вузов не отвечает возросшим требованиям науки и
производства. Все еще медленно разрабатываются и применяются
современные научные методы организации учебно-воспитательного
процесса, а также технические средства обучения.
В отдельных учебных планах, программах и учебниках не находят
должного отражения новейшие достижения науки и техники.
Не всегда предъявляются высокие требования к студентам в
отношении качества учебы и соблюдения дисциплины. Нуждаются
в совершенствовании заочная и вечерняя формы высшего
образования.
Многие высшие учебные заведения слабо еще связаны с промышленными,
сельскохозяйственными предприятиями, научноисследовательскими
учреждениями, не уделяют необходимого
внимания решению актуальных научных и технических проблем.
Серьезные упущения имеются в работе аспирантуры, в подготовке
научно-педагогических кадров для вузов отдаленных районов
страны.
Планирование подготовки, распределение и использование
специалистов не в полной мере отвечают потребностям народного
хозяйства. Некоторые отраслевые министерства и ведомства
не оказывают вузам существенной помощи в укреплении их
материальной базы, оснащении современным лабораторным
оборудованием, мало проявляют заботы о молодых специалистах.
Органы высшего образования, министерства и ведомства,
имеющие вузы, недостаточно глубоко вникают в деятельность
высших учебных заведений, не осуществляют должного контроля
за качеством подготовки специалистов, слабо разрабатывают
перспективные проблемы развития высшей школы.
Местные партийные органы не всегда оказывают необходимое
влияние на подбор и расстановку преподавательских кадров,
на повышение их ответственности за состояние учебной и идейновоспитательной
работы в вузах.
что советская высшая школа в основном успешно осуществляет
решение важнейшей задачи по подготовке высококвалифицированных
специалистов для всего народного хозяйства,
занимает важное место в ускорении темпов научно-технического
прогресса, оказывает возрастающее влияние на развитие экономики
и культуры. В высших учебных заведениях занято более !/з
всех научных работников страны. За последние годы расширена
сеть высших учебных заведений, увеличен прием студентов, особенно
по новым направлениям науки и техники. Положительную
роль играют созданные при вузах подготовительные отделения
для рабочей и сельской молодежи. Проводится значительная работа
по укреплению учебно-материальной базы вузов, улучшению
жилищно-бытовых условий студентов.
Вместе с тем задачи современного этапа коммунистического
строительства, поставленные XXIV съездом КПСС, требуют
дальнейшего совершенствования обучения и воспитания специалистов. В условиях быстрого роста производства и его непрерывного
технического переоснащения важнейшее значение имеет
способность специалистов видеть перспективы развития отрасли
и в целом экономики страны, квалифицированно решать задачи
научной организации труда и управления производством.
Для повышения качества подготовки специалистов необходимо
устранить недостатки, имеющиеся в работе высшей школы.
Уровень теоретических и профессиональных знаний выпускников
некоторых вузов не отвечает возросшим требованиям науки и
производства. Все еще медленно разрабатываются и применяются
современные научные методы организации учебно-воспитательного
процесса, а также технические средства обучения.
В отдельных учебных планах, программах и учебниках не находят
должного отражения новейшие достижения науки и техники.
Не всегда предъявляются высокие требования к студентам в
отношении качества учебы и соблюдения дисциплины. Нуждаются
в совершенствовании заочная и вечерняя формы высшего
образования.
Многие высшие учебные заведения слабо еще связаны с промышленными,
сельскохозяйственными предприятиями, научноисследовательскими
учреждениями, не уделяют необходимого
внимания решению актуальных научных и технических проблем.
Серьезные упущения имеются в работе аспирантуры, в подготовке
научно-педагогических кадров для вузов отдаленных районов
страны.
Планирование подготовки, распределение и использование
специалистов не в полной мере отвечают потребностям народного
хозяйства. Некоторые отраслевые министерства и ведомства
не оказывают вузам существенной помощи в укреплении их
материальной базы, оснащении современным лабораторным
оборудованием, мало проявляют заботы о молодых специалистах.
Органы высшего образования, министерства и ведомства,
имеющие вузы, недостаточно глубоко вникают в деятельность
высших учебных заведений, не осуществляют должного контроля
за качеством подготовки специалистов, слабо разрабатывают
перспективные проблемы развития высшей школы.
Местные партийные органы не всегда оказывают необходимое
влияние на подбор и расстановку преподавательских кадров,
на повышение их ответственности за состояние учебной и идейновоспитательной
работы в вузах.