Новые социально-экономические реалии, отход от закрытой, замкнутой советской системы и плановой экономики, а также иные политические и экономические процессы вызвали к жизни реформы в высшей школе и изменения подхода к организации учебного процесса. Главным «наследием» советской университетской системы (как, впрочем, и всего высшего образования) было то, что она носила избыточно фундаментальный характер, слабо была связана с потребностями рынка труда (тем более в новых реалиях, в условиях стремительно менявшихся внешних условий) и т.п. Была поставлена задача отойти от прежней парадигмы преподавания (при которой студента учат, а преподаватель находится в центре учебного процесса и транслирует ему догматические знания) и перейти к парадигме обучения (ситуация, когда студент находится в центре учебного процесса, является его ядром и активным актором). При реализации парадигмы обучения студент учится у многих преподавателей и самостоятельно формирует свою образовательную траекторию, формирует необходимый ему комплекс умений и навыков, а не только знаний. Это позволяет ему самостоятельно определять свою образовательную траекторию, вырабатывать навык самостоятельно учиться не только во время обучения в университете, но и в последующем, на протяжении жизни, а не просто пользоваться багажом полученных знаний.
Такая смена учебной парадигмы стала выражаться в большей индивидуализации учебного процесса, самостоятельности студента в самостоятельном определении его основных параметров и содержания: переход на индивидуальный учебный план, выбор элективных дисциплин, реализация своей учебно-научной и научно-исследовательской деятельности, выбор места и способа прохождения учебных и производственных практик и стажировок, выбор формы защиты выпускных квалификационных работ (ВКР как старт-ап, проектная работа и т.д.). Важным аспектом этого процесса является то, что многоуровневая система подготовки дает возможность студенту кардинально на каждом последующем уровне обучения, менять свою специальность, направление и профиль подготовки, выходить из «образовательной трубы».