На смену устойчивой внутренней организационной структуре императорских российских университетов после революции 1917 г. пришла череда постоянных трансформаций и реструктуризаций в попытках поиска адекватной модели организации учебного процесса в университетах и подготовки кадров. Все это накладывалось на попытки внедрения экспериментов (или же наоборот, обуславливалось этим) в области организации учебного процесса, поиска новых форм и методов обучения.
Сразу же большевики приступили к коренным преобразованиям в университетах по изменению их организационно-образовательной структуры. Так, на рубеже 1910-х – 1920-х гг. по всей стране в университетах были ликвидированы социо-гуманитарные факультеты (юридические и историко-филологические), а на их базе были созданы факультеты общественных наук, которые вскоре были ликвидированы или выведены из составов классических университетов. На протяжении 1920-х – начала 1930-х гг. сами университеты находились в состоянии трансформации и разукрупнения, стоя на грани физического выживания и сохранения как образовательных учреждений. Подвергалась кардинальному изменению и система организации учебного процесса в рамках традиционной триады кафедра – отделение – факультет. Изменялись их организационно-правовая роль в учебном процессе и значение. Лишь к послевоенному периоду эти эксперименты завершились и все вернулось к классическому виду.
Некоторые преобразования в организационно-образовательной структуре и в учебном процессе наблюдались и во второй половине XX века. Для советской университетской системы послевоенного периода стала характерна реструктуризация устоявшихся факультетско-кафедральных институций, связанных с экспериментами, или с введением тех или иных новшеств в учебный процесс. Так, подготовка учителей широкого профиля на протяжении 1950-х – 1960-х гг. вызвало необходимость переформатирования кафедр и создания новых отделений и факультетов в университетах – гуманитарных, биолого-химических, историко-филологических и т.п. И наоборот, отход от подготовки таких учителей, привел к расформированию факультетов и отделений и их специализации.
То же самое наблюдалось и со сроками обучения в советский период. В довоенный период практически этот аспект слабо регламентировался, и сроки варьировались. В условиях военного времени университеты переходили на сокращенные сроки обучения (до 3 лет). В 1960-х гг. был реализован эксперимент по переводу социо-гуманитарных факультетов и отделений на 4-х летний срок обучения (в целях оптимизации и экономии), но в 1970-е гг. вернули назад 5-летний срок.
В современной российской университетской системе на протяжении последних трех десятилетий также наблюдаются постоянные поиски новых форм и попытки пересборки университетских структур в целях оптимизации учебного процесса. Выход на первый план в организации и сопровождении учебного процесса образовательных программ, их руководителей и академических советов меняют роль и значение кафедр и факультетов.
Сроки обучения сегодня также зависят от общего вектора развития высшего образования. Включение России с 1990-х гг. в болонский процесс, переход на многоуровневую систему подготовки провел дифференциацию разных уровней и сроков подготовки кадров: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). В последнее десятилетие существовал в университетах и третий уровень образования – аспирантура (3 года), но от этого в последнее время было решено отказаться. Сохраняется при этом и специалитет (5 лет). Сегодня проводится очередной эксперимент и виток реформирования высшего образования и изменения сроков обучения. Возврат к базовому высшему образованию и отказ от болонской многоуровневой системы возвращает снова 5-летний срок обучения: базовый уровень (5-6 лет), специализированный уровень (1-3 года), аспирантура (3 года).