В университетах имперского и советского периодов характерной чертой для него была системообразующая и центральная роль профессора (шире – преподавателя) в учебном процессе. Это было обусловлено рядом чисто специфических для данных периодов факторов как содержательного, так и организационно-технического характера. В частности, консервативность в подходах к подготовке кадров и преподавании, воспроизводство знаний и их ретрансляция, отсутствие чисто технических возможностей обеспечить доступ к уникальным знаниям всей масс студентов, отсюда – монопольная позиция преподавателя в этом процессе. В советский период это же еще актуализировалось и политико-идеологическим аспектом, особенно в период сталинизма и в эпоху застоя: четкое следование за преподавателем – это гарантия правильного, выверенного, ортодоксального понимания учебного материала, что позволит избежать несоответствий, разночтений и расхождений.
В последнее время отход от чисто знаниевой парадигмы и простого воспроизводства информации (в самом широком понимании этого явления) и подготовки кадров, отход от традиционных форм и методов в организации учебного процесса породил поиски и внедрение в учебный процесс новых форм обучения и перераспределения соотношения роли и места профессора в нем.
Согласно федеральным образовательным стандартам последних поколений, которые предусматривают изменение соотношения между аудиторной и самостоятельной работой студентов в пользу последней, выстраивания индивидуальной образовательной траектории, а также требования к университетам развивать электронную образовательную среду в этих целях, университеты перестраивают учебный процесс в этом направлении. Поэтому доля самостоятельного элемента освоения учебного материала увеличивается, интерактивные формы и методы в учебном процессе позволяют студенту дополнительно, не зависимо от преподавателя формировать необходимые компетенции. Наличие электронного образовательного контента дает возможность обучающимся вырабатывать индивидуальный подход к организации своего учебного процесса.