Перейти к основному содержанию
Университетский преподаватель – преимущественно действующий ученый

В ранний советский период научные требования к университетским преподавателям заметно снизились, с течением времени возникла целая когорта педагогов, не являвшихся учеными – не имевших ученых степеней, опубликованных работ, опыта научной работы (в т.ч. проектной и коллективной) и даже базовых навыков исследовательской деятельности в преподаваемых дисциплинах. Ситуация усугублялась тем, что почетной пенсией для некоторых заслуженных деятелей партии и правительства становились именно профессорские должности в университетах. Ситуация в университетском сообществе изменилась, былая непримиримость, дававшая о себе знать еще в 1920–1930-е гг., была сломлена, а к послевоенному периоду, как принято считать, университетские профессора стали по преимуществу лояльными власти. Это не могло не сказаться на некоторых групповых установках сообщества, среди которых в дореволюционное время было самое жесткое отношению к научному отбору будущих профессоров и членов младшего преподавательского состава. А.Я. Гуревич, в 1950–1966 гг. – преподаватель Калининского педагогического института (с 1971 г. – университет) вспоминал, что его коллеги по институту, если и заканчивали аспирантуру, то, как правило, «больше наукой они не занимались». В 1930-е гг. в вузах вплоть до 40 % работников не вели научно-исследовательской работы. По данным на 1947 г., собранным на основании обследования 92 вузов, в госбюджетных научных исследованиях принималось участие 64 % штатных преподавателей вузов (среди молодых преподавателей – 51 %). В 1960–1980-е гг. невовлеченными в научную деятельность были от 15 до 30 % вузовских преподавателей. И хотя университеты среди других типов высших учебных учреждений выглядели в этом отношении более выигрышно (по данным на 1954 г., 81 % сотрудников университетов занимались научно-исследовательской работой), все-таки обозначенный тренд – одна из характерных черт советской эпохи, во многом доставшаяся в наследие и постсоветской вузовской системе России. По оценкам, сегодня наукой занимаются около 70% российских вузовских преподавателей. Нередко наблюдается явление, когда защита диссертационных исследований производится как формальный шаг продвижения по университетской или какой-либо иной карьерной лестнице. И наоборот, некоторые талантливые молодые ученые предпочитают оставаться без степени, не участвовать в преподавательском процессе, а только выполнять научную работу, нередко достигая при этом заметных результатов.

Ссылки на источники