Перейти к основному содержанию
Габов А.В. Мониторинг и контроль деятельности советов по защите диссертаций, созданных организациями, имеющими право самостоятельного присуждения ученых степеней // Методологические проблемы цивилистических исследований. 2024. № 6. С. 11-42
Введение: Одним из важнейших изменений государственной системы научной аттестации за последние десять лет стала возможность (нормативно закрепленная в 2016 г.) для ряда научных и образовательных организаций самостоятельно присуждать ученые степени, формировать диссертационные советы, а также формировать собственную нормативную базу по соответствующим вопросам. Долгое время действующее законодательство не определяло никаких контрольных полномочий государственных органов в части соответствующих диссертационных советов, однако в 2022 г. в Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» были внесены изменения, в соответствии с которыми уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, получил право осуществлять мониторинг и контроль деятельности подобных сове тов. В 2023 г. регулирование вопросов мониторинга и контроля было дополнено специальным подзаконным нормативным актом, принятым Минобрнауки России. Целью исследования являются анализ положений законодательства о науке и научно-технической политике в части осуществления мониторинга и контроля деятельности диссертацион ных советов, созданных научными и образовательными организациями, имеющими право самостоятельного присуждения степеней.
Выводы: наличие функции мониторинга деятельности диссертационных советов, созданных организациями, получившими право самостоятельного при суждения ученых степеней, следует оценить положительно, однако его регулирование выглядит недостаточным; по существу можно говорить о некотором смешении в подзаконных нормах мониторинга деятельности самой такой организации (что принципиально верно) и мониторинга деятельности ее диссертационных советов (что предусматривает закон). Эта неопределенность предмета мониторинга должна быть устранена. Возвращение ограниченного государственного контроля за присуждением ученых степеней организациями, получившими право самостоятельного присуждения ученых степеней, следует оценить положительно. Текущее регулирование, по мнению автора статьи, не является в полной мере определенным - цели, порядок, процедуры и правовые последствия осуществления подобного контроля требуют более тщательного описания, следует закрепить на уровне федерального закона. При этом понятно, что текущее регулирование скорее всего носит временный характер, поскольку в 2024 г. Президент РФ указал на необходимость дальнейшего развития Высшей аттестационной комиссии под эгидой Российской академии наук. Подобное решение повлечет необходимость существенного изменения текущего регулирования вопросов государственной системы научной аттестации, включая и вопросы контроля.