Заседание кафедры
Нормы уставов императорских университетов рассматривали кафедры как направления науки и преподавания за которыми закреплялись университетские преподаватели. Кафедры, хотя и были перечислены в уставах, не проводили обязательных заседаний, не принимали никаких решений, и даже не имели формального главы.
В раннее советское время (1921-1929) кафедры существуют параллельно с предметными комиссиями - коллегиальными органами, определявшими порядок преподавания по той или иной научной области. В предметные комиссии включались не только все лица, преподававшие соответствующие дисциплины, но и представители студентов.
В 1929-1930 гг. в высшей школе РСФСР проводится реформа, в которой кафедра становится основной структурной единицей по той или иной области знания. Дальнейшие трансформации университетской системы 1930-х гг. то отходят от этого принципа, то возвращаются к нему. На всесоюзном уровне кафедра была закреплена в качестве основной структурной единицы Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой», которое вводило единые правила организации учебной и научной работы для всех гражданских вузов страны (1936).
С этого времени заседание кафедр, включавших в себя заведующего и преподавателей разных должностей (от профессора до ассистента), становится базовым коллегиальным органом решений по разным вопросам университетской жизни (выборы преподавательского состава, планы научной работы, программы учебных дисциплин и т.п.).
Факультетские советы.
Основной структурной единицей преподавательской корпорации в дореволюционный период был факультет.
Согласно уставам императорских университетов Советы факультетов были коллегиальными органами, принимающими решения по всем основным областям университетской жизни (большая часть из которых, правда, требовала дальнейшего утверждения Совета университета, попечителя, министра). Среди них: выборы на основные университетские должности (кроме ректора и проректора), учебные планы, оставление при университете, присвоение ученых степеней, присуждение университетских наград, экспертные заключения по различным вопросам и т.п. В случаях, требующих внесения корректировок в высочайше утвержденные акты (о структуре кафедр и учебно-вспомогательных учреждений, штатах и др.), решения совета факультетов, прошедшие все отмеченные выше инстанции, требовали санкции / законодательного утверждения императора (с 1906 г. - также законодательных палат). В практике российских университетов императорского периода последующие инстанции утверждали абсолютное большинство факультетских постановлений.
Советы факультетов состояли из профессоров, остальные преподаватели могли приглашаться на заседания с различными ограничениями по правам голосования (исключение период с 1863 по 1884 гг., когда доценты, служившие в университете не менее двух лет от этих ограничений освобождались).
В раннее советское время (до 1936 г.) происходит интенсивная и почти непрерывная трансформация структуры, состава и полномочий факультетских советов, упразднённых на короткий период (1931-1932) вместе с самими факультетами. В условиях административно-централизованного управления Советы факультетов по большинству вопросов становятся совещательными органами при деканах, ответственных за их формирование. Решение советов (кроме присвоения ученых степеней и званий, которые утверждаются университетскими советами) также утверждаются деканами (в ряде случаев директорами/ректорами). В рамках либерализации высшей школы в 1960 е гг. (Положения 1961, 1969 гг.) происходит постепенное формальное расширение полномочий советов факультетов, а должности деканов формально становятся выборными. В постсоветский период в рамках тенденции к дифференциации структур высших учебных заведений в ряде университетов создаются как факультеты, так и институты с советами с разным кругом компетенций. Как правило, основным отличием института является то, что им руководит назначаемый директор, в то время как факультеты возглавляют избранные советами деканы.
Советы университетов
В дореволюционный период - основной орган университетского управления, вотировавший решения университетских советов по основным учебным и кадровым вопросам. В период с 1804-1850, 1863-1884, 1905-1921 избирал ректора / проректора университетов. В университетские советы по должности входили профессора. Помимо Профессорского совета, обычные заседания которого проходили ежемесячно, в университетах существовали Правления, в которые входили должностные лица, решающие (предлагавшие решения Совету) текущих хозяйственных и технических вопросов университетской жизни.
Реформа Временного правительства 1917 г. положила начало изменению традиционного уклада, вводя в состав советов представителей младших преподавателей. Реформа 1921 -1922 гг. не только продолжила демократизацию университетских советов, усилив роль студенчества в их формировании, но и по существу превратило их в декоративные органы управления, передав реальные полномочия Правлению университета, в которое входили лица назначаемые властями из числа предложенных университетским советом (один из членов правления, таким же образом, назначался ректором). В последующие десятилетия (1930-1960 ее гг.) университетские советы проделали эволюцию похожую на эволюцию факультетских советов, от органов формируемых по из назначаемых ректором (или вышестоящими чиновниками) должностных лиц и иных работников университета по представлению ректора, до формально частично выборных советами факультетов органов университетского самоуправления. При этом назначаемый ректор сохранял механизмы контроля над выборами и решениями Советов.
Постсоветская ситуация связана с расширением полномочий университетских советов, которые в том числе получили права выбора ректора. С 2000-х гг. в рамках постепенного ограничение системы университетского самоуправления в ведущих университетах (МГУ и ЛГУ) выборы ректора вновь сменяются назначением, усиливается практика, связанная с назначением и.о. ректора министерством с последующей организацией выборов, система контроля над составами университетских советов (в которых увеличивается доля лиц входящих в них по назначению/должности). При этом за университетскими советами сохраняются формальные полномочия по баллотировке профессорско-преподавательского состава.