Перейти к основному содержанию
Хохлов Е.Б. О правовом статусе преподавателей университетов Российской империи // Ежегодник трудового права. 2024. № 14. С. 7–27
В настоящее время в России намечается проведение новой реформы высшего профессионального образования. Эта реформа должна затронуть весьма широкий круг вопросов, характеризующих разные стороны жизни учреждений высшего профессионального образования, - как организационных, определяющих внешние формы этой жизни, так и содержательных сторон деятельности вузов, т. е. таких, которые определяют смысл самого их существования. Совершенно очевидно, что любая социальная реформа перед началом своего проведения должна иметь ответы на три главных вопроса. Прежде всего, требуется максимально детальный анализ сложившейся и действующей на данный момент модели, выявление и констатация негативных и, что вовсе не исключено, позитивных моментов в ее функционировании. Во-вторых, нужно стремиться к тому, чтобы построить возможно более детальный проект той модели, которая должна быть создана в результате реформы. Наконец, весьма важно выработать механизм перехода от действующей модели к новой. Этот механизм также должен быть весьма конкретен и вариабелен. Хотелось бы надеяться, что нынешние реформаторы не только сформулировали указанные три вопроса, но и дали ответы на них. При решении всех трех вопросов нужно опираться на исторический опыт. С одной стороны, практика дает нам многочисленные примеры разного рода моделей образования - как эффективных, так и вызывающих вопросы в этом плане. С другой стороны, существуют не менее многочисленные примеры собственно реформ образования, т. е. технологий перехода от одной образовательной модели к другой. Этот опыт нужно обязательно учесть. И Россия не является здесь исключением.