Перейти к основному содержанию
Артемьева Т.В. Академическая система России в контексте международной традиции: генеалогия российских университетов // Международный журнал исследований культуры. 2023. № 4 (53). С. 20–33
Академическая система России отличается некоторой спецификой, определившей ее развитие на многие годы вплоть до настоящего времени. Это бинарная структура производства научного знания, в которую входит Академия наук и университеты, сравнительно позднее формирование академических институтов, которые начали открываться только в XVIII в., и их преимущественно государственный характер. Статья посвящена истории российских университетов и обращена к исследованию конструирования ими своей исторической идентичности в разные эпохи, что выражалось в подчеркивании связи, или ее принципиального отсутствия с предшествующей образовательной традицией через коррекцию даты основания учебного заведения и замены ее на более раннюю. Одним из первых был Московский педагогический институт, поменявший дату основания с 1930 г. на 1872 г. В эпоху перестройки и постперестроечный период актуализировалась идея преемственности, обращения к дореволюционной истории, что нашло выражение в архаизации университетского «летоисчисления». Исследователи стали отождествлять Петербургский университет с Академическим университетом, и считать датой его основания не 1819 г., а 1724 г., что сделало именно Петербургский университет, а не Московский, как считалось ранее, «первым российским университетом». Новый принцип датировки, вызвал определенный конфликт между столичными университетами, каждый из которых считает себя «первым», что можно видеть на официальных сайтах СПбГУ и МГУ. Советские новации в области педагогического образования также были пересмотрены в годы перестройки. Датой основания Российского государственного педагогического университета долгие годы считался 1918 г., когда по инициативе А. В. Луначарского и М. Горького был создан 3-й Петроградский педагогический институт. В постперестроечный период датой основания стали называть 1797 г. - время, когда Петербургский воспитательный дом взяла под свое покровительство супруга царствующего монарха Павла I Мария Федоровна. Это дало возможность не только удлинить историю университета и отказаться от «советского» характера его происхождения, но и включить деятельность многих педагогических институтов XVIII-XIX в. в историю РГПУ им. А.И. Герцена. Конвенциональный характер критериев, по которым можно зафиксировать дату возникновения университета, неоднократно приводил к разнобою в определении датировки основания старейших университетов мира - Болонского, Парижского, Оксфордского, однако это обсуждение обычно не выходило за пределы научных дискуссий. В России преимущественно государственный характер высшего образования мог влиять на «вписанность» университетов в контекст исторических событий, что могло приносить не только статусные дивиденды, но и определенные материальные выгоды.