Перейти к основному содержанию
Цыганков Д.А. Т.Н. Грановский в коммеморативной практике сообщества московских историков // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II. 2020. Т. 93. № 2. С. 57–76.
Современные исследователи, занимающиеся схоларной проблематикой, неизменно отмечают, что к рубежу ХIХ-ХХ вв. заканчивается процесс самоидентификации историков в рамках определенных научных сообществ. Очень часто в роли текстов-маркеров, играющих важную роль в ходе подобного интеллектуального самоопределения, выступают мемориальные и юбилейные публикации, посвященные крупным ученым, стоящим у истоков того или иного объединения ученых. История памяти о Грановском в Московском университете позволяет рассмотреть процесс формирования идентичности сообщества московских историков на протяжении длительного периода времени. Все поколения дореволюционных университетских профессоров (С. М. Соловьев как младший современник Грановского, к нему примыкают Б. Н. Чичерин и В. И. Герье; В. О. Ключевский - первое поколение после Грановского, которое лекций Грановского не застало; П. Г. Виноградов и Р. Ю. Виппер - второе поколение после Грановского) оставили свои тексты о Грановском. При этом очевидно, что память о Грановском использовалась инструментально. Интерес к личности и интеллектуальному опыту московского профессора был характерен прежде всего для младших современников ученого. Историки Московского университета рубежа веков отличались желанием актуализировать опыт Грановского для решения стоящих на повестке дня современных вопросов. Так, в ситуации методологического выбора, который предстоял русским историкам на рубеже ХIХ-ХХ вв., Виноградов и Виппер, рассуждая о Грановском, показали влияние общеевропейских интеллектуальных процессов на русскую историческую науку, подчеркивая, что русский ученый по отношению к чужому интел лектуальному опыту всегда оказывался самостоятелен. Однако и определенное единство в представлении о Грановском, который рассматривался как родоночальник профессионального сообщества историков в университете, все же наблюдалось. Вслед за Грановским историк Московского университета, так полагали продолжатели его дела, должен был иметь всеобще-исторический взгляд на свой предмет, а также близко стоять к молодежи в университете, на которую ему необходимо было иметь нравственное влияние. Обязанность наследника Грановского - вести борьбу за науку в университете, формировать особую профессорскую субкультуру.