Перейти к основному содержанию
Цыганков Д.А. Мировоззренческие основы профессорского служения С.М. Соловьева // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II. 2021. Т 99. № 2. С. 36–49.
Сергей Михайлович Соловьев, профессор русской истории и ректор Московского университета, был одним из немногих преподавателей середины XIX века, кто открыто декларировал в университетском пространстве свою приверженность ценностям христианского мировоззрения. Во многом такой взгляд был следствием размышлений ученого о положении религии в обществе Нового времени. Историк замечал, что под влиянием, например, революции во Франции, ценности веры вытесняются на периферию общественного сознания, создавая иллюзию того, что старая вера и новые общественные порядки противостоят друг другу. Однако такое положение дел Соловьев связывал не с ценностями самой веры, а с неумением ее миссионеров достучаться до сердца сограждан, транслированием в общественном дискурсе истин школьного богословия, отсутствием сердечности и теплоты в проповедях миссионеров христианства. Соловьев полагал, что в новых условиях истины веры должны преподаваться не только людьми Церкви, но и профессорами университета, оказывающими влияние на формирование общественной морали, по крайней мере во время обучения молодежи в университете. Как следствие, от профессора Соловьев требовал монашеского аскетизма в своей профессиональной работе в тиши кабинета и жертвенного служения, усилий по гармонизации отношений между представителями разных поколений общества во время чтения лекций. Определенным вызовом Соловьеву стало отсутствие консенсуса по этому вопросу в кругу профессоров и западников в середине 1840-х гг. Впрочем, ни радикальный духовный опыт русской интеллигенции, ни распространение материалистических идей поколением 1860-х гг. не заставили Соловьева пересмотреть отношение к вопросам веры. Под влиянием собственного религиозного опыта в пореформенных публицистических произведениях Соловьев отказывается от трактовки прогресса как вечного процесса положительных изменений (абсолютный прогресс), что было характерно для русских западников в эпоху Великих споров, и фактически ставит вопрос о зависимости прогресса в общественных отношениях от вечных истин веры.