Перейти к основному содержанию
Приходько М. А. Министерская реформа и наука в Российской Империи в начале XIX века / Роль государства в развитии науки: историко-правовой аспект. Москва, 2021. С. 11-13.
Долгое время в системе государственного управления Российского государства отсутствовало центральное государственное учреждение, ведавшее вопросами науки и образования. Даже учреждение коллегий не привело к созданию условной Коллегии образования или просвещения. И только начало реализации министерской реформы восполнило этот пробел. 8 сентября 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения и это было новшеством не только для Российской империи, но и для всего остального мира. Дальнейшая реализация министерской реформы, привела к разделению территории Российской империи на учебные округа: Московский, Санкт-Петербургский, Дерптский, Виленский, Казанский и Харьковский. По числу уже действовавших и готовящихся к открытию университетов, которые должны были стать организационными центрами учебных округов. Для контроля над ними в каждый округ назначался попечитель из числа членов Главного правления училищ (высшего совещательного учреждения Министерства народного просвещения). Тем самым, началось выстраивание административной вертикали в управлении учебными учреждениями - смотритель уездных училищ, губернский директор училищ, попечитель учебного округа, министр народного просвещения. Эти меры дали серьезный дополнительный импульс развитию образования и науки вплоть до 1917 г.