Перейти к основному содержанию
Трегубов А.А. Домовая церковь Императорского Казанского университета и богословское образование в конце XIX – начале XX вв. // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2019. Т. 5. № 3 (19). С. 267-277
Конец XX - начало XXI вв. в истории российского образования - это время реформ и различных экспериментов. Происходит ломка советской системы обучения, вместе с тем среди академических предметов появляются новые, связанные с изучением религии. Активно возрождается теологическое, богословское и религиоведческое образование, восстанавливаются домовые университетские церкви. В настоящее время в Казанском федеральном университете функционирует кафедра религиоведения, которая специализируется на государственно-конфессиональных отношениях. В связи с этим уместным будет рассмотреть дореволюционный опыт Императорского Казанского университета по осуществлению богословского образования студентов, а также историю домовой университетской церкви, настоятели которой выступали в качестве профессоров богословия. Статья посвящена истории Крестовоздвиженской церкви Императорского Казанского университета, ее роли как инструмента по интегрированию корпорации университета в государственную политику России. На основе привлечения ведомственной документации, архивных источников, хранящихся в Отделе редких рукописей и книг Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского, рассматривается участие настоятелей церкви и профессоров богословия в образовательном процессе и в жизни университета, их функция по оглашению и регистрации важных государственных документов, принятие присяги у профессоров на верность императору. Важным моментом, связанным с историей Крестовоздвиженской церкви, является выяснение понятия «университетское корпоративное пространство» в понимании преподавателей университета, а также материальное положение профессоров богословия согласно университетским уставам 1804, 1835, 1863 и 1884 гг. как фактора, способствующего укреплению их статуса в университетской корпорации и повышения значимости богословского образования среди других учебных дисциплин. Как на упущение религиозного образования в XIX в. в университетах в целом и в Казанском университете в частности, указывается на неопределенность учебных программ преподавания богословия, а также отсутствие изучения Библии. В связи с этим затрагивается вопрос разработки единой учебной программы богословия и его актуальности в российских университетах второй половины XIX века. В статье приводится информация о настоятелях и ктиторах Крестовоздвиженской церкви, а также о лицах, связанных с преподаванием истории церкви и церковного права, являвшихся одновременно преподавателями Императорского Казанского университета и Казанской духовной академии.