Перейти к основному содержанию
Малинов А.В. Становление методологии социальных наук в Санкт-Петербургском университете в начале XX века // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2021. № 7 (37). С. 42-53.
В статье рассматривается становление преподавания методологии социальных (гуманитарных) наук в Санкт-Петербургском университете в начале XX в., связанное с именами Н.И. Кареева (1850 - 1931) и А.С. Лаппо-Данилевского (1863 - 1919). Отмечается, что методологическая рефлексия была следствием сциентизации социального знания. Философской основой для разработки теоретико-методологических вопросов послужили позитивизм и неокантианство. В отечественной историографии сложилось мнение, что Кареев был приверженцем позитивистского учения, в то время как Лаппо-Данилевский ориентировался на неокантианство. Однако в исследовательской практике и в своих теоретических трудах ученые обращались к обоим философским учениям. Указывается, что Кареева и Лаппо-Данилевского сближали как интерес к философским проблемам истории, так и либеральное мировоззрение. Рассматриваются философско-исторические работы Кареева, вызванные его интересом к социологии, отождествляемой им с теорией исторического процесса (историологией), и раскрывается содержание последнего неопубликованного курса ученого - «Общая методология гуманитарных наук». Описывается эволюция научных интересов Лаппо-Данилевского: от конкретных исследований по русской истории и культуре XVII-XVIII вв., к методологии истории, социологии (истории социологии) и теории обществоведения. Анализируется теоретико-познавательный подход к истории и социологии в работах и рукописях Лаппо-Данилевского, в частности, раскрывается содержания его «Плана теории обществоведения». Делается вывод, что для истории российской социологии Кареев важен как автор первых учебных курсов по социологии, а Лаппо-Данилевский - как организатор социологической науки.