Перейти к основному содержанию
Баринов Д.А. Преподавательская корпорация Санкт-Петербургского университета и бюрократия XIX-XX вв. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Т. 11. № 5. С. 25-33.
Актуальность . Место Санкт-Петербургского университета имперского периода в российской истории не определялось только лишь научно-образовательными и просветительскими функциями. На материале многих исследований мы видим, что университет играл важную роль и в деле борьбы за автономию высшей школы, и в качестве места притяжения революционного студенчества. Однако одна из неочевидных сторон деятельности университета осталась без должного исследовательского внимания, а именно его участие в подготовке царской бюрократии. Метод или методология проведения работы. Для того чтобы отчасти восполнить имеющийся исследовательский пробел, мы прибегнем к методу статистического анализа и просопографии, чтобы показать, как менялись основные характеристики царской бюрократии. Мы также воспользуемся методом вероятностной выборки, чтобы изучить ту часть профессорско-преподавательского состава, которая поступила на государственную службу (министерства и Государственный совет). Результаты . Благодаря подобному подходу нам удалось выявить, что количественный и качественный рост российского чиновничества напрямую сказался на устройстве высшей школы, оказав влияние и на студенческую, и на профессорскую корпорации. Этот процесс привел к росту числа преподавателей и учащихся, определил специфику преподавания (быстрое развитие юридического факультета), уровень академических требований к преподавателям. Более того, профессора и приват-доценты не только воспитывали будущих бюрократов, но и сами активно участвовали в работе высших государственных органов. Выводы . Выборочно рассмотрев биографии преподавателей-бюрократов, мы также пришли к выводу, что большинству из них не приходилось выбирать между государственной службой и наукой и удавалось совмещать оба ремесла.