Перейти к основному содержанию
Мазур Л.Н. Рабочий день советского ученого (по материалам бюджетного обследования 1925 г.) // Гуманитарные науки в Сибири. 2025. Том 32. № 1. С. 48-59
Важным направлением изучения повседневности ученых является анализ их трудовых, досуговых, бытовых практик, которые получили отражение в распорядке дня (бюджете времени). Специфической чертой повседневности научных работников является отсутствие жестких границ между трудом (преподавательской и научно-исследовательской деятельностью) и досугом во многом благодаря тому, что для них дом также является рабочим пространством, где пишутся статьи и монографии, проводятся эксперименты, осуществляется подготовка к занятиям со студентами. Источниковую базу изучения рабочего дня ученых составили первичные материалы бюджетного обследования 1925 г., послужившие основой для создания базы данных, а также публикации журнала «Научный работник», дополненные свидетельствами из дневников и воспоминаний ученых. Всего в бюджетном обследовании приняли участие 300 семей из 15 городов СССР. Сохранились опросные бланки 282 семей. Изучался распорядок дня профессора, преподавателя, лаборанта; отмечено, что в среднем рабочий день профессоров и преподавателей длился 10,91 часа, в том числе 37,3 % времени занимала педагогическая деятельность, 25,4 % - научно-исследовательская; на общественную работу тратилось не менее 6 часов в неделю. Бюджетное обследование позволяет получить представление о способах адаптации ученых к новым условиям советской реальности, среди них совместительство и поиск дополнительных источников доходов; длительные командировки, за счет которых также пополнялся бюджет семьи; коммерциализация научных практик (10,9 % информантов получали доплаты за частные практики и консультации); минимизация расходов на питание и культурно-бытовые потребности.