Изменения в балансе различных дисциплин университетской науки обусловлены радикальными изменениями структуры университетов в советское время, а также тем, что остракизму и маргинализации после 1917 г. подвергались прежде всего представители социально-гуманитарных наук, в то время как ученые-естественники и специалисты в области технических наук имели более широкое пространство для диалога с большевиками. Советская власть придерживалась курса на закрытие юридических и историко-филологических факультетов (либо ликвидировались полностью, либо входили в качестве отделений в состав факультетов общественных наук, которые оказались не очень долговечны), и в 1920–1930-е гг. многие старые университеты утратили гуманитарную составляющую, было прервано развитие школ и поколений в науке, доминирующее место в профессорско-преподавательских сообществах и, в частности, ученых советах заняли специалисты в области естественных и технических наук. Это характерно и для общей структуры научных кадров в СССР. В 1928 г. 21,1 % от общей численности ученых РСФСР были заняты исследованиями в области медицинских наук (до начала 1930-х гг. медицинские факультеты преимущественно продолжали функционировать в составе университетов, а затем были выделены в самостоятельные институты). Вслед за ними шли биологи (11,1 %), специалисты в области «индустриально-технических» (10,6 %), химических (7 %), физических (6 %) наук. В 1937 г. доминирующее место в кадровой структуре советской науки заняли специалисты в области «индустриально-технических» (25,1 % от общего числа научных работников СССР) и естественных (физико-математические науки и естествознание, 23,1 %) наук. Доля ученых-медиков тогда составляла уже 15,1 %. Если рассматривать общесоюзную динамику, то мы видим, что физико-математические и технические науки стабильно входили в первую тройку по общей численности научных кадров: в 1950 г. они, соответственно, принадлежали к группам 10–15 тыс. и свыше 15 тыс., а в 1970 – свыше 50 тыс. (как по физико-математическим, так и по техническим наукам). С 1950 по 1970 гг. среднегодовой прирост по техническим наукам составлял 12,6 %, по физико-математическим – 12,1 %, в то время как прирост по наукам в целом был равен 9,1 %. С 1960 по 1975 гг. общее количество аспирантов, обучавшихся по программам физико-математических наук, возросло на 336 %. Однако важно даже не количественное превосходство, которое в общем было характерно и для дореволюционного периода. С 1930-х гг. гуманитарные (историко-филологические, исторические, филологические, юридические, экономические, философские) факультеты постепенно воссоздаются в советских университетах. Но в ту эпоху был пройден важный психологический барьер – было снято табу на снисходительное отношение специалистов в области естественных и технических наук к гуманитариям: первые в отличие от последних демонстрировали «конкретные» результаты своей научной работы, а потому получали не только финансовые, но и статусные преференции, как внутри университетов, так и в обществе в целом. Такое отношение зафиксировано в воспоминаниях современников советской эпохи, в целом оно сохраняется и сегодня. На сегодняшний день в дисциплинарной структуре вузовской науки в целом технические и общественные науки преобладают (с точки зрения численности кадров в этих дисциплинах), незначительна доля медицинских наук. В целом гипертрофированно разрослись общественные и гуманитарные науки – тенденция, наблюдаемая с начала 1990-х гг. К 2022 году численность исследователей вузов в области общественных наук превысила численность специалистов в области технических наук. За период 2010–2022 гг. численность обществоведов выросла в 2 раза, гуманитариев –в 1,5 раза, исследователей в области естественных наук – всего на 9%, а в технических сократилась на 5,5 %. При этом именно специалисты в области естественных и технических, в частности и университетских, зачастую пользуются привилегированным финансирование, значительная часть поддерживаемых фондами проектов относится к этим наукам.
Привилегированный статус естественных и технических наук
Ссылки на источники