И императорский, и современный российский периоды в истории российских университетов объединяет то, что Академия наук не сильно была в это время противопоставлена им по параметрам финансирования, передовых разработок, концентрации наиболее конкурентоспособных ученых и новейшего высокотехнологичного оборудования. Статусное различие между профессором классического университета и действительным членом Академии наук явно в дореволюционное время не прослеживалось. Сегодня эти различия, возникшие в советский период, сохраняются (член-корреспондент, действительный член РАН - это все еще статусные звания, к ним прилагается немалые ежемесячные выплаты), но они не настолько существенны. В данные периоды можно говорить о здоровой и симметричной конкуренции двух этих институций с опережением, лидерством в том или ином разряде наук. Так, например, в дореволюционный период Московское математическое общество было более старым и авторитетным, чем аналогичное общество в Петербурге. Обеспечено это было близостью к Московскому университету – университеты в то время могли полноценно конкурировать с Академией, к которой, в свою очередь, было близко Петербургское математическое общество. Существенным различием между императорским и современным российским периодами является то, что до реформы 2013 г. Российская академия наук была наследником колоссальной региональной сети отделений и центров, созданных по подавляющему преимуществу еще в советское время. Но сегодня Академия наук – это высший экспертный орган, а ее институты находятся, как и университеты, в подчинении министерства науки и высшего образования. Бывшие академические институты зачастую уступают вузам по результативности науки (публикации и их цитирование). Современные российские университеты опережают своих дореволюционных предшественников и по общему своему количеству, и по студенческому и научно-педагогическому кадровому потенциалу. Реализуемая государством политика модернизации университетов по примеру модели «предпринимательских» выравнивает те диспропорции, которые возникли в СССР. Можно говорить о восстановлении паритета университетов и академии. В современной литературе подчеркивается, что в новых реалиях в этом партнерстве университеты перестали играть пассивную роль.
Паритетный статус университетов и Академии наук
Ссылки на источники