Перейти к основному содержанию
Романовская О.В. Проблемы становления правового режима государственной системы научной аттестации // Наука. Общество. Государство. 2021. Т. 9, № 3(35). С. 78–87
Актуальность и цели. Вопросы государственной системы научной аттестации приобретают актуальность в силу проводимой Минобрнауки России в 2021 г. реформы. Это повышает интерес к историческому аспекту - требованиям к научным кадрам, предъявляемым в советский период нашей государственности. Главная цель статьи - историко-правовое исследование правового режима государственной системы научной аттестации, определение преемственности современной модели. Исходя из поставленной цели в статье анализируется советская модель государственной системы научной аттестации, существовавшая с конца 70-х гг. прошлого столетия до момента распада СССР. Материалы и методы . Исследовательские задачи были решены благодаря научному анализу широкого спектра источников, посвященных правовому режиму государственной системы научной аттестации. В качестве базового метода был использован историко-правовой, позволивший выявить позитивные элементы исторического прошлого.

Результаты. В процессе исследования уделено внимание повышению статуса Высшей аттестационной комиссии как самостоятельного государственного органа, показана самостоятельность диссертационных советов, чьи решения о присуждении ученой степени кандидата наук в советское время практически не подвергались сомнению. При анализе современного порядка присуждения ученых степеней отмечено, что многие элементы реформирования в 2021 г. черпают себя в историческом прошлом. Рассмотрен также переход на собственные правила присуждения ученых степеней, установленный для ряда ведущих университетов страны. Оценен положительный опыт децентрализации научной аттестации. Выводы . Выделены рекомендации по формированию единого правового пространства в указанной сфере, сочетающего в себе элементы вариативности.